Дефектолого-логопедическое сопровождение
Работа дефектолога в специальном дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья проводится, в соответствии с программой для дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта под редакцией Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» и учебным планом.
Педагог дефектолог-логопед проводит коррекционные занятия :
- социальное развитие и ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- развитие сенсорного восприятия ( зрительное, слуховое, тактильно-двигательное);
- формирование элементарных количественных представлений;
- формирование мышления;
- обучение игре, театрализованная деятельность;
- ознакомление с художественной литературой;
- развитие общей и мелкой моторики;
- работа над общими речевыми навыками;
- развитие фонематического слуха;
- коррекция звукопроизношения ( артикуляционные упражнения, постановка, автоматизация звуков, дифференциация их в речи).
Логопедическая работа проводится согласно приложению к программе « Программа коррекционно-развивающих занятий логопеда с воспитанниками ДОУ компенсирующего вида» В комплексной коррекционно-воспитательной работе, проводимой педагогами дефектологами-логопедами с детьми с ограниченными возможностями здоровья, особое место принадлежит индивидуальным занятиям. В случае если ребенок не усвоил какую либо тему на фронтальном занятии дефектолог-логопед выносит ее на индивидуальное занятие. Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком 3-4 раза в неделю не менее чем с 4-5 детьми длительностью 15-20 минут после проведения фронтальных занятий. Логопедическая работа является составной частью каждого индивидуального занятия, ее содержание и методы проведения, направлены, прежде всего, на преодоление разнообразных речевых затруднений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Известно что психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом гораздо больше зависит от педагогических условий в которых он находится, нежели развитие детей в норме. Дети с ограниченными возможностями здоровья очень чувствительны к условиям воспитания, от этого во многом зависит динамика их развития. Поэтому пространство кабинетов дефектологов-логопедов организованно таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать. Оно пригодно для детей и взрослых для проведения специальных и комплексных занятий по различным направлениям, Коррекционно-развивающей работы. Дефектологический кабинет обеспечен дидактическим и развивающим материалом по:
- развитию внимания;
- развитию памяти (различных видов и повышению ее продуктивности);
- развитию сенсорного восприятия и ориентировочной деятельности;
- формированию мыслительной деятельности;
- формированию образных представлений об окружающей действительности;
- обучению счету и конструктивной деятельности;
- коррекции эмоционально-волевой сферы;
- развитию игровой деятельности;
- всех видов речевой активности;
- моторики ( мозаики, мелкий раздаточный материал, дидактический материал для формирования у детей навыков шнуровки, бинтовки, работы с различными видами вкладышей, пазлы, продукты для сортировки и нанизывания, природный материал)
Систематическая работа по развитию ручной моторики способствует успешному овладению ребенком речью, грамотой и гармонизирует личностное развитие ( повышает самооценку и демонстрирует самостоятельность), активизирует работу головного мозга. Педагоги дефектологи-логопеды принимают активное участие в педагогической работе:
- проводят консультации и беседы с воспитателями по вопросам индивидуальной работы с детьми в вверенной им возрастной группе;
- ведут тетрадь взаимосвязи с воспитателями своей группы, что способствует развитию системного и комплексного подхода в воспитании и обучении ребенка с нарушениями в развитии;
- постоянно планируют и ведут учет своей работы, помогают планировать работу воспитателей;
- посещают занятия у воспитателей по всем видам деятельности;
- выступают на педагогических советах;
- оказывают методическую помощь студентам педагогического колледжа.
- принимают активное участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума детского дома;
- готовят заключение и психолого-педагогическую характеристику на детей, представляемых на областную психолого-медико-педагогическую комиссию.
Дефектологи постоянно занимаются самообразованием, изучают новейшую специальную литературу и повышают свою квалификацию.