Образовательная работа детского дома

rebenok1

Основополагающей в работе нашего учреждения является работа с кадрами. Так как именно кадровый состав оказывает огромное влияние на успешность учебно-воспитательной и коррекционной работы проводимой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Уже много лет работа коллектива направлена на комплексный, обоснованный, индивидуально дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В системном подходе реализуется отношение к ребенку, как к системно-реализующемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования rebenok2 на изменяющуюся социальную среду. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, рассматривается как стержень коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Согласно этому строится вся методическая работа. Педагоги детского дома в каждой возрастной группе отслеживают динамику развития ребенка, учитывая клинические и индивидуальные особенности детей, работу свою строят комплексно. Все делается для того, чтобы обеспечить максимально возможное приближение аномального ребенка к нормальному. Однако у таких детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает не один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Следовательно, такая деятельность происходит на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Многолетний опыт работы нашего учреждения показал, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности.

Дефектолого-логопедическое сопровождение

Психологическое сопровождение

Медицинское сопровождение

Социализация и адаптация воспитанников

Большая работа проводится по социальной защите воспитанников. Дети поступают в детский дом из Тульских домов ребенка и дошкольных детских домов Тульской области с личными делами по путевкам Областного департамента образования. Личные дела детей тщательно исследуем и дополняем недостающими документами. Выявляем детей, у которых умерли родители или родитель, проводим работу по назначению пенсий по утере кормильца, оформляем документы по назначению социального пособия и пенсий по болезни воспитанников. Проводим также пересмотр пенсий по истечении срока; разыскиваем родителей, которые по решению суда обязаны выплачивать алименты на содержание детей; открываем лицевые счета в отделениях Сберегательного банка на каждого воспитанника; осуществляем контроль за поступлением денег. Оформляем документы на лишение родительских прав родителей, отказавшихся от детей. Проводим работу по закреплению жилья за детьми. . ( Данные по социальной защите детей прилагаются в таблицах).

Большое внимание уделяем социальной адаптации воспитанников – это общение с детьми, игры, предметная деятельность, труд, наблюдения, изодеятельность. Для социализации личности важны те виды деятельности которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане.

Внастоящее время в настоящем обществе сложилась сложная ситуация социальной адаптации детей- сирот вообще и детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья вчастности. Наше учреждение носит непосредственно коррекционный характер, поэтому социализация таких детей является для нас очень важной.

Материнская и социальная депревация, дефецит общения со значимыми взрослыми, отсутствие отношения принятия и другие особенности воспитания приводят к нарушению, искажению взаимодействий ребенка с социальной средой. Поэтому проблема приобщения ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка.

Известно, что социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов.

В специальном коррекционном образовательном учреждении должны быть созданы условия, максимально содействующие расширению и углублению социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в трех основных сферах:

  • деятельности;
  • общения;
  • самопознания.

Взяв это за основу, определена главная цель- создание в нашем учреждении образовательной среды, обеспечивающей ребенку сироте с ограниченными возможностями здоровья социальный опыт, нормы и образцы поведения в социуме.

Работа по социализации проводится согласно с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта под редакцией Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

Проблема социализации в данной программе проходит красной нитью, Принципиально значимыми являются следующие приоритеты:

  • формирование способов усвоения общественного опыта( в том числе и учебных навыков) ребенком с ограниченными возможностями здоровья как одна из ведущих задач обучения, которое является ключом к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;
  • учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;
  • деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
  • анализ социальной ситуации ребенка;
  • развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;
  • включение родителей и лиц их заменяющих. в коррекционно-педагогический процесс;
  • расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
  • формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;
  • реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
  • стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения;
  • расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
  • определение базовых достижений умственно-отсталого ребенка дошкольника в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка.

В разделе « Социальное развитие» определяются общие задачи на каждый год обучения и на каждый квартал пребывания ребенка в учреждении компенсирующего вида. В нем рекомендованы отдельные методы и приемы работы с детьми данной категории во всех четырех возрастных группах.

Качество реализации задач социального развития ребенка в детском доме зависит от соблюдения ряда педагогических условий, таких как:

  • наличие особой системы воспитательно-образовательной работы;
  • личность педагога;
  • развивающая-предметно-пространственная среда.

Группы детского дома имеют следующие параметры:

  • разнообразие - наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой и общей моторики, формирование представлений о самом себе, организация двигательной активности детей и др.
  • доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
  • эмоциональность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда яркая, красочная, привлекающая внимание ребенка и вызывающая у него положительные эмоции);
  • зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон;
  • комфорт – максимальное приближение групповых комнат к домашним условиям.

Сайт создан в системе uCoz